Китай громогласно и официально заявил о «победе» над коронавирусной инфекцией 28 марта.2020г. Хотя уже к 1 марта эта информация активно муссировалась в китайских СМИ. Более того, исходя из собственного опыта, Китай успокоительно всем обещал, что развернувшаяся в мире к этому коронавирусная заболеваемость ликвидируется к 1 июня. Всем остальным странам предлагалось изучить противоэпидемический китайский опыт и выработать соответствующий прогноз для своих стран.
Китай, исключительно в своих политических целях, выдвинул первым и ключевым фактором победы над эпидемией великие китайские организационные мероприятия. (Нам исторически это известно по тотальному убийству воробьёв и выплавке чугуна!). А именно, поставив на первое место карантинные ограничительные мероприятия. Это было так, но на практике было совсем и абсолютно не так.
И, что фундаментально важно. Не были подчёркнуты экономические убытки от конкретных карантинных мероприятий. А они в Китае выражалась потерями десятков млрд долларов. И хотя к этому времени китайским специалистам было совершенно очевидно, что эпидемии, как таковой, не было и нет, и массовая изоляция людей не эффективна по скорости распространения инфекции и масштабу, китайские товарищи с конфуцианской мудростью закинули коронавирусную опасность в ВОЗ, а затем автоматом она пошла по всему миру.
Но, Китай большой, ему видней! И другие страны попались на коронавирусную удочку как глупые карасики. В том числе такие учёные и богатые, как США. Одна Швеция поступила разумно, не поддавшись глобальной панике. И абсолютно правильно сделала!
А как должна быть и объективно протекала «эпидемия» в Китае, если бы карантинных мероприятий не было вообще? По каким законам, обстоятельствам и цифрам?
Обозначим первичные условия.
Первое, вирус обозначил себя в Китае совершенно закономерно. Огромное большинство вирусов, передающихся воздушно-капельным путём (другие пути распространения вируса экзотичны и никакого эпидемического значения не имеют) и вызывающие, очевидно, клинические симптомы поражения дыхательного аппарата человека, эволюционно-биологически существуют постоянно в тропической зоне Юго-Восточной Азии. Это не только группы коронавируса, но и гриппа, к примеру. Здесь Китаю не повезло – выбранное им для народа место проживания оказалось по вирусам опасным!
Второе. Человек является временным хозяином этих групп вирусов. Отсюда исключается их постоянное носительство в организме человека. Это чрезвычайно важный эпидемиологический фактор, или, как принято в математике, является предельным параметром его пребывания в популяции. Неважно где, и неважно насколько по времени. Рано или поздно он исчезает «сам по себе», и это обусловлено не человеком, а вирусными эволюционными свойствами. Ибо вирус уничтожает сам себя с гибелью человека, либо уничтожается имунными системами организма человека.
Третье. Популяция человека эволюционно появилась и пребывала в вирусном окружении всегда. Вирус существует минимум 1 млрд. лет. А человеческая популяция насчитывает максимум 150 тыс. лет. И великолепно процветает благодаря фундаментальному фактору. Благодаря чему? Генетически созданной неспецифичной системой защиты. И генетической (врождённой) способностью вырабатывать у себя специфические средства борьбы с конкретным вирусом – выработка так называемых антител, специфичных белков –иммуноглобулинов. Они уничтожают вирус. И это индивидуальные факторы.
Четвёртое. Из количественного числа успешно борющихся с вирусом индивидов мы выводим популяционную характеристику устойчивости к вирусным заболеваниям. Популяции (страны) имеют разные цифры устойчивости. В Китае они наивысшие, ибо эта популяция контактировала с вирусами всегда.
«Расовые» популяции и генетическая устойчивость
А вот популяция, предположим, наших северных ханты и манси контактировала с коронавирусами опосредованно и периодически через перелётных птиц. У этих популяций генетически меньшая восприимчивость к инфекции, но большая чем у китайцев по понятным причинам. Но вот у коренных популяций Южной (и Северной) Америки в тропической зоне такого специфичного врождённого иммунитета нет – там иные вирусы.
Белая (европейская) раса имеет промежуточную генетическую устойчивость к коронавирусу. Вот пример США – коронавирусная заболеваемость местного аборигенного населения регистрируется (и это мы наблюдаем по цифрам заболеваемости и смертности) минимум вдвое чаще!
В связи с этим, главным эпидемическим фактором в заболеваемости и смертности является популяционная восприимчивость к конкретному возбудителю — вирусу. Строго говоря, количество заболевших и количество умерших определяется при конечном исходе любой эпидемии количеством иммунно не защищённых индивидов, а не особенностями эпидемического распространения возбудителя – это вторичное. Разумеется, при «свободном» распространении. Количество восприимчивых первично, объективно и является естественным биологическим Законом. Мы можем судить о нём напрямую через количество заболевших. Очевидно, по относительным значениям к популяционной численности. Восприимчивость (заболеваемость) может быть 80-90%, как при чуме, 50% как при гриппе, или 1% и менее, как при коронавирусе. При коронавирусной инфекции болеют «избранные» – менее чем один процент от числа инфицированных!
И, что крайне важно для другой стороны эпидемиологического процесса – распространения инфекции. Это наличие феномена временного вирусоносительства. Он характеризуется отсутствием (или неопределяемым присутствием) клинических проявлений болезни. Человек внешне здоров, но он является распространителем инфекции. И это является существенным фактором эпидемического процесса при коронавирусной инфекции.
То есть, карантинные мероприятия при такого рода инфекциях – воздушно-капельных с преобладанием вирусоносительства, с достаточно высокой общей популяционной невосприимчивостью неэффективны изначально и по определению. Они в лучшем случае затянут заболеваемость по времени, и то несущественно! Именно популяционная структура населения определяет итоговый количественный (и качественный — смертность) уровень заболеваемости.
Был ли «нулевой» человек?
Как было в Китае? (Как и у нас в России). Не было и быть не могло. Заболевания (сезонные) коронавирусной инфекцией начались ещё осенью 2019г. Точнее, выявленным позже «уханьским» вирусом. Он уже циркулировал среди населения, вызывая классические «простудные» симптомы у заболевших. У некоторых смерти, и пока не привязанные к возбудителю.В какой-то случайный момент коронавирус изменил свою генетическую структуру. Всего лишь на чуть-чуть. И эта генетическая мутация позволила и обеспечила ему высокое эволюционное преимущество в распространении.
Нам неважно, что и по какому поводу в деталях. Важно, что эта мутация коронавируса придала ему достаточное эпидемиологическое качество. Китайский лаборант есть случайно первый, у кого нашли тот самый коронавирус. А народ уже болел и в заметных количествах, поскольку инфицирование идёт по экспоненте ( y = exp x ) – это общее эпидемическое правило, хоть в Китае, хоть в Америке, а так же, ну очень хотевшими быть первооткрывателями, у казанских физиков-педагогов, заявивших о своём эпидемическом приоритете.
Когда в Китае начали массовые обследования на коронавирус, ахать было уже поздно. Образно – вирус был везде! И к моменту коронавирусной идентификации заболеваемость была на китайском пике, и далее должны сама по себе угасать без всяких карантинов, что и имело место. К концу декабря, когда был идентифицирован «уханьский» вирус, уже начал формироваться общепопуляционный иммунитет. И снижение заболеваемости по очевидным причинам.
И у нас в Москве было идентичное положение. Вирус уже был внесён, а импортный конкретный турист целенаправленно попал под разборку. Так же и известный врач Денис Проценко мог свой коронавирус зацепить не в больнице, а дома, когда бегал в ближайший магазин за пивом. Или в тайне от супруги у сторонней любимой! Но, будем объективны, он взял на себя и добровольно больничную версию. Потому, как Герой, однако!
Тотальная изоляция коллективов.
Игнорирование иммунной структуры населения, что мы имеем повсеместно в мире (и России) привело к единственному противопидемическому. Тотальная изоляция индивида. Тотальная изоляция коллективов. Тотальная изоляция страны, в конце концов.
Впервые в мировой эпидемиологической практике такая карантинная операция была проведена на территории всего земного шара. И что она дала? Ничего! Только незначительную растяжку по времени (максимум неделя) отдельных всплесков заболеваемости. И по медицинскому это всё!
Но эта операция в буквальном смысле поставила многие государства (включая Россию) и бизнес на грань экономической катастрофы. Гораздо «выгоднее» было элементарно просто «отболеть». Без всякий затрат, или с минимальными потерями. Наипаче, цифры заболеваемости и смертности в конечном счёте были бы идентичными.
Тем более, в современных условиях проживания человека осуществить тотальную изоляцию невозможно даже чисто технически. Невозможно эту изоляцию осуществить биологически, потому как коронавирус имеет возможности распространяться вне человеческого организма. Предположим, с перелётом птиц-вирусоносителей. Невозможно изолировать друг от друга отдельные континенты – межконтинентальный транспорт следует несколько часов.
Китай это прекрасно понимал, посему стал шарить в тёмной комнате, заранее убрав оттуда «чёрную кошку» — коронавирус, выбросив её через ВОЗ в мир с вытекающими отсюда последствиями, но без объяснения уже известного ему «кошачьего» характера. Повелись все! Началась безобразная и безграмотная мировая паника! Китай, обладая конфидентной информацией, сыграл на понижение и вернул все потерянные миллиарды. И кое-что сверху!
Вот вам пример конфуцианской премудрости! А что мир?
Продолжение следует.